ПУБЛИКАЦИИ


Праздник Ивана Купалы

Этот день считался главным праздником июня, отмечавшийся после Троицы и Семика. По древней языческой традиции, он приходился на самые длинные дни летнего солнцестояния. У нас же, после календарной реформы этот праздник выпадает на 6-7 июля.

День Ивана Купала подобен многим языческим праздникам других народов: торжества, посвященные богу огня, были известны в Индии, Персии, в Древнем Риме (праздник Весты и Цереры), в Древней Греции (элевсинские мистерии), у древних германцев, датчан, финнов. В Финляндии, это один из важнейших праздников для всей страны. Я многократно присутствовала на его праздновании вместе с финами, все очень красиво и весело.

Иванов день всегда был связан с многочисленными суевериями, обрядами и обычаями. Одним из самых древних обычаев был сбор лекарственных и волшебных трав в Купальскую ночь. Грибы, собранные в Иванов день, тоже обладают волшебными свойствами и исполняют желания того, кто их соберет и съест. Дни летнего солнцестояния связывались в народной традиции со временем цветущей зрелости трав и растений.

По народным поверьям, в это время в лесу можно было найти не только траву-купаленку, или медвежьи ушки, но и наткнуться и на волшебный цветок папоротника, который распускается только в Иванову ночь и указывает место, где зарыт клад.

В этот Иванов день, считалось, что последние дни на земле проводили русалки: они выходили из воды, оживали, бродили по лесу, смущая путников ауканьем и свистом, или висли на деревьях. После Купальской ночи русалки должны были снова вернуться в воды рек, которые считались самым коротким путем в царство мертвых – подземный мир. Чтобы оградить себя от нечистой силы и от болезней, в Купальскую ночь люди разжигали высокие костры.

Традиция разжигания костров связана и с языческим культом бога огня – Перуна, который идентичен Зевсу древних греков и Юпитеру древних римлян. Вокруг костров водили хороводы, но самой известной традицией было прыгать через костры с определенным заговором. По народным верованиям, это спасало людей от всех болезней ( в том числе от бесплодия). Кроме того, существовал обычай прыгать через костер парами, взявшись за руки. Таким образом,  проверялись отношения между парнем и девушкой.

Матери приносили и сжигали на купальских кострах рубашки своих больных детей: считалось, что так дети должны скорее выздороветь. Утром принято умываться купальской росой, опять же с заговором, чтобы обрести здоровье, красоту, омолодиться.

В Болгарии существует обычай в дни летнего солнцестояния отмечать похожий праздник «красной бабочки» (Пиперуды). По обычаю, девушки в эти дни наряжаются в листья и болотные травы и выходят в поле ловить бабочек и мотыльков, веселясь и распевая песни.

На Ивана Купалу читали заговор на приобретение успеха. В этот день нужно было выйти в поле, выбрать самый высокий колос, сорвать его с определенным заговором, затем носить при себе весь год. Плетутся венки из трав, и отпускаются с плавающей свечой по воде, заказываются желания на весь предстоящий год, а на утро, смотрят:  чей венок прибьется к берегу – желания того, пока не исполнятся

Сейчас праздник Ивана Купалы стали праздновать чаще, чем при Советском Союзе. Многие мастера устраивают ритуалы, у всех свой подход к проведению Иванова дня. Я уже многие годы, провожу выездные ритуалы, на два дня с палатками. Это необходимо, потому что 6 июля надо подготовиться, помедитировать, оценить то,  что произошло за предыдущий год: от чего вы хотите избавиться, и что необходимо заказать на будущее. Программа ритуала обширна, но ненавязчива, каждый выбирает то, что ему больше по душе. В этом году у нас на ритуале, были американцы, они интересуются нашими народными традициями, даже произносили заговоры на русском языке, принимали активное участие. Фотографии представлены известным фотографом международного уровня – Николь Якутович. Настроение у присутствующих было великолепное, а сны на Ивана Купалу являются вещими и сказочными, на утро около костра делились своими впечатлениями о том, что им приснилось.

Всех с праздником Ивана Купалы!

Виолетта Полынцова – парапсихолог.

Все публикации